Пришла пора подвести результаты астрономического опроса, который мы проводили чуть раньше. Мы запускали опрос два раза (второй — с добавлением нескольких общих вопросов и одного вопроса по астрономии) и в сумме получили 1280 ответов. Давайте попробуем разобраться, что же у нас получилось. Возраст респондентов колебался от 7 до 74 лет (несколько человек указали возраст 90+, но в это слабо верится) из примерно 200 городов!
Вопрос 1: Как называется ближайшая к Земле звезда? Правильно на этот вопрос ответил 71% опрошенных. Но тут вопрос был с подвохом и многие называли ближайшую к Солнцу звезду.
Вопрос 2: Сколько планет в Солнечной системе? Правильно смогли ответить всего 70% опрошенных.
Вопрос 3: Что находится в центре Солнечной системы? С этим вопросом справились 91% опрошенных. При этом, 45 (4%) человек считают, что в центре Солнечной системы находится сверхмассивная чёрная дыра, а 24 (2%) человека считают, что там находится Земля!
Вопрос 4: Какая планета в Солнечной системе самая большая? Здесь правильно ответили 87% опрошенных. 37 (3%) человек причислили Солнце к числу планет, а 16 (1%) человек самой большой планетой назвали Марс.
Вопрос 5: Какое среднее расстояние от Солнца до Земли? Это число знают всего 57% опрошенных!
Вопрос 6: За сколько времени свет от Солнца долетает до Земли? Всего 61% опрошенных смогли ответить верно. При этом, 95 (7%) человек считают, что свет от Солнца до Земли добирается мгновенно!
Вопрос 7: В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли? Правильно ответили на данный вопрос всего 58% респондентов.
Вопрос 8: Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? 87% опрошенных правильно ответили на этот вопрос. При этом, 126 (10%) человек уверены, что первый спутник запустили из США.
Вопрос 9: В каком году был совершён первый космический полёт человека? Правильно ответили 87% респондентов.
Вопрос 10: Какая страна осуществила первый полёт человека в космос? 99% опрошенных ответили верно. 16 человек (1%) считают, что это сделали в США.
Вопрос 11: Как называется ближайшая к Солнцу планета? Правильно ответили на данный вопрос 84% респондентов. При этом, 107 (8%) человек считают, что это Венера, а 30 (2%) человек считают, что это Земля.
Вопрос 12: Как называется третья планета от Солнца? Подавляющее большинство, 89% опрошенных, ответили правильно. При этом, 63 (5%) человека уверены, что это Венера.
Вопрос 13: Какое среднее расстояние от Земли до Луны? Сложности с цифрами продолжаются. Правильно ответили 67% опрошенных.
Вопрос 14: Что является основной причиной смены времён года на Земле? Только 74% опрошенных ответили правильно. 310 (24%) человек уверены, что это связано с изменением расстояния от Земли до Солнца в течение года.
Вопрос 15: Сколько спутников у Марса? Правильно ответили 68% респондентов, а 200 (16%) человек уверены, что у Марса нет ни одного спутника.
Вопрос 16: Какая планета Солнечной системы самая горячая? С этим вопросом справилось меньше половины отвечавших, всего 48%! Чуть меньше (35%) опрошенных считают, что это Меркурий, а 88 человек (7%) уверены, что это Марс.
Вопрос 17: За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? 90% респондентов ответили правильно. При этом, 116 (9%) человек уверены, что на 1 оборот вокруг Солнца Земле надо 24 часа.
Вопрос 18: Какой год считается годом изобретения телескопа? Этот вопрос оказался самым сложным. Только 21% опрошенных смогли правильно назвать этот год, а 31% (398) опрошенных честно ответил «не знаю».
Вопрос 19: Что такое «гелиоцентрическая картина мира»? Правильный ответ смогли дать 70% опрошенных. При этом, 154 (12%) человека считают, что в гелиоцентрической картине мира в центре находится Земля.
Вопрос 20: Первый человек, вышедший в открытый Космос? На этот вопрос правильно ответили 70% респондентов. 213 (16%) человек считают, что это был Юрий Гагарин.
Во второй волне тестирования был добавлен ещё один вопрос:
Вопрос 21: Какая самая яркая звезда на нашем небе (кроме Солнца)? Из 413 полученных ответов, всего 58% ответов — правильные. 108 (26%) ответивших уверены, что самая яркая звезда — Полярная (распространённое заблуждение).
Полные результаты опроса с диаграммами можно скачать и посмотреть самим.
Параллельно с данным опросом нами был проведён опрос преподавателей, ведущих уроки астрономии в своём учебном заведении. Было получено 84 ответа от преподавателей в возрасте 24-75 лет из 63 населённых пунктов.
Вопрос 1: Считаете ли вы, что изучение астрономии в школе важно и нужно? Почему? 82 человека ответили «Да!». Если обобщить причины, указанные в ответах, то можно сформулировать их так: «Изучение астрономии важно и нужно, так как формирует правильную научную картину мира, развивает пространственное мышление , формирует естественно-научное мышление, способствует повышению мотивации к изучению физико-математических наук, помогает осознать место человека во Вселенной и его ответственность за будущее своей страны и человечества в целом«.
Вопрос 2: Чего вам не хватает для повышения уровня преподавания астрономии? Ответы на этот вопрос разошлись от варианта «Мне всего хватает» (меньшинство) до «Не хватает ничего, начиная от учебников и раздаточных материалов, карт созвездий и звёздного неба, и заканчивая телескопом (но это уже совсем фантастика)«.
Вопросов было больше, но ответы на них были разнообразными и очень развёрнутыми, поэтому написать их все здесь не представляется возможным. Все желающие ознакомиться с ответами, могут скачать файл с ответами.
Вывод
Ссылка на данный опрос распространялась через социальные сети любителей астрономии и их друзей, а так же некоторыми псковскими СМИ (за что им большое спасибо). Скорее всего с этим связаны достаточно неплохие ответы на большинство вопросов. Как правило люди, далёкие от астрономии, справлялись далеко не со всеми вопросами. Так же результаты опроса говорят о довольно плачевном (в целом по стране) преподавании астрономии. Довольно трудно рассказывать о телескопах и астрономических наблюдениях, видя их только на картинках из интернета.
Нам кажется, что опрос доказывает необходимость дальнейшей работы по популяризации астрономии и расширения возможностей получения астрономических знаний, а также необходимость помощи преподавателям со стороны любителей астрономии. Ведь у многих ЛА есть оборудование, о котором учителя могут только мечтать!